page_banner

Тарас и Татьяна Шарыга — Создатели проекта «Береги»

Бережное отношение


Два влюбленных человека, Тарас и Татьяна, приехали на Камчатку и нашли здесь не край света, а центр своей жизни. Именно здесь они создали семью и зародили проект «Береги», посвященный любви к природе и особому отношению к миру. Они подчеркивают, что «Береги» — это не бизнес, а нечто большее, что изменило их мировоззрение и влияет на окружающих.


Тарас:

Я родился на Камчатке, на берегу Охотского моря, в поселке, который уже смыло в море, а учился на берегу Тихого океана, в Петропавловске-Камчатском. Еще на первых курсах академии внешней торговли я понял, что хочу заниматься тем, что мне нравится. Тогда это были компьютеры, и я устроился лаборантом кафедры информатики, потом стал преподавателем, а к пятому курсу уже заведовал кафедрой. Затем я открыл бизнес по продаже компьютеров. Позже увлекся сноубордом и открыл магазин товаров для экстремальных видов спорта. Так я начал развиваться как предприниматель. За эти годы было много проектов: открывал брендовые магазины на Камчатке, создавал собственные бренды.


Я посвятил всю свою жизнь работе. Переехал в Москву, так как на Камчатке сделал все, что хотел и мог, а развиваться хотелось дальше. В столице я получил это: развивался, много путешествовал, зарабатывал, но полностью себя потерял. У меня не было ничего, кроме работы.


Двенадцать лет назад на одном из деловых мероприятий я встретил Таню. Она отличалась от всех этих людей, была настоящей. Мы познакомились и с того дня не расставались. Кроме любви с первого взгляда, нас связала общая философия — счастливая жизнь немыслима без природы. Тогда мы этого не осознавали, только чувствовали, что находимся не там, где нам нужно быть. Моим первым желанием было показать Тане прекрасную Камчатку, и мы отправились туда. Было ощущение, что нас лишили чистого воздуха и мы не можем им теперь надышаться. Таня сказала: «Я не хочу отсюда уезжать». И мы остались.


Таня:

Когда Тарас привез меня на Камчатку познакомить с местом, где он родился, я полюбила полуостров с первого взгляда. Мы много путешествовали по региону, ездили в экспедиции, которые изменили нас. С одной стороны, я видела удивительную природу — мощную, но хрупкую. С другой — встречала у людей потребительское отношение к этим краям. Это спровоцировало внутренний крик души: хотелось сказать людям: «Давайте будем иначе относиться к этому месту».


Тогда у меня не было планов реализовываться в творчестве, создать душевный проект или бренд. Я хотела расти по карьерной лестнице в своей профессии — я инженер-микробиолог, биохимик, в крупной инвестиционной компании руководила направлением HR. Но в один момент...


Тарас:

Это случилось под Новый год. Была сильная пурга, и дома было уютно и тепло. Таня, которая с детства не рисовала, начала выплескивать свои переживания на бумагу. Это были сюжеты с дикими животными, которых мы встречали. Она подписала эти рисунки словами «Береги Камчатку», и один из них — медведя на сноуборде — мы подарили сотрудникам нашего магазина. Его повесили на стену, а потом сделали футболки с таким рисунком. Люди начали просить одежду с этим принтом. Оказалось, каждый человек подсознательно хочет бережно относиться ко всему, что его окружает, и Таня дала возможность это понять.


Так началась история проекта «Береги» — Таня рисовала, а я пытался придумать, как сделать из этого продукт. Но для нее это были не просто рисунки для одежды. Это образы и смыслы, которые она хотела транслировать людям: почему вы не путешествуете, почему не убираете мусор. Проект зарождался со скрипом. Внутри было много противоречий. Я пытался объяснить Тане, как развиваться с точки зрения брендов, но она хотела делать так, как чувствовала. Первые два года у нас были жаркие споры, пока я не осознал, что нужно полностью принять то, как делает и чувствует Таня, и с этого момента все изменилось.


Я как предприниматель говорил, что нам нужно распаковывать, монетизировать и продавать то, что мы делаем. Но мы ничего не понимали в производстве. Начали экспериментировать — для нас стало очевидно, что лучшим способом транслировать информацию будет именно одежда, ведь каждый человек любит какие-то бренды, стили, цвета и ассоциирует себя с тем, что носит.


Параллельно мы много путешествовали и фотографировали. Это стало нашим хобби. Начали вести соцсети, выкладывали фотографии и ставили хештег #берегикамчатку. Через пару лет он стал самым популярным на полуострове!


Мы показали людям, что можно не просто приехать на природу и пожарить шашлыки, а найти удивительные ракурсы и сделать потрясающие снимки. Люди ехали в эти же локации, искали такие же ракурсы и выкладывали свои фотографии. Это была мощная волна, которую мы запустили неосознанно, нам просто хотелось делиться своими мыслями о Камчатке и бережном отношении к ней.


В то же время я начал закрывать свои «пластиковые» проекты и вернулся к истокам — открытию магазинов экшн-спорта. К тому моменту на Камчатку начали приезжать туристы, и это стало важной вехой в развитии проекта. Они первым делом спрашивали, где купить сувениры, и практически сразу — где купить «Береги Камчатку». Это закрепило в нас осознание того, что «Береги Камчатку» — это уже состоявшийся бренд и это название люди воспринимают как нечто особенное и уникальное. Конечно, нам не нравилось слово «сувенирка», и мы пришли к тому, что начали убирать из названия слово «Камчатка». Так проект стал вбирать в себя гораздо больше смыслов. На этом этапе я сформулировал важную вещь: «Береги» — это не про место, а про отношение, и с этого момента началось развитие бренда в ту сторону, в которую мы продолжаем развиваться и сейчас. Это более глобальная история, которая содержит в себе гораздо больше смыслов, чем просто регион.


«Береги» никогда не был бизнесом. Это были попытки с помощью творчества создавать качественный продукт, но добиться этого оказалось очень сложно. Произошел внутренний конфликт — Таня была против, чтобы продавать и делать на этом деньги, потому что мы сами физически не делали ничего, что можно было бы назвать делом «Береги». Но однажды ее озарило, и она сказала: «Часть денег с продажи вещей будем тратить на бережное отношение к природе и добрые дела». Так появился планетарный налог на жизнь на Земле и пользование ее ресурсами — он составляет 5% от наших чистых продаж. Да, экономически это невыгодно, но идеологически возможно только так. Сейчас там всегда несколько миллионов рублей, которые мы расходуем на добрые дела и природоохранные проекты.


Главным из них является проект по уборке мусора, который мы придумали в 2020 году. Мы сами убирали морской берег и подумали, что так может делать каждый человек. Начали рассказывать об этом, транслируя свой опыт, а потом стали благодарить людей — дарить наши лимитированные вещи тем, кто убирает мусор на природе. В любую точку мира мы отправляем одежду с Таниными рисунками и надписью «Я берегу». Это запускает мощный эффект, и это именно то, что позволяет проекту менять мышление людей с потребительского на созидательное. Несколько лет назад мы начали собственное производство одежды для проекта «Береги», потому что хотели делать качественные вещи. У нас не было опыта, но было огромное желание. Мы переехали в Зеленоград и организовали производство в лучшем технопарке России. Таня хотела, чтобы производство было в красивом месте, с высокими потолками и огромными окнами, так как для нас важна эстетика во всем, — именно такую площадку мы нашли. Сейчас у нас полный цикл: мы шьем, печатаем, вышиваем, разрабатываем дизайн — все делаем сами.


Два года назад мы поменяли свое отношение к тому, как занимаемся проектом. Какое-то время он был второстепенным, но, когда благодаря санкциям я был вынужден закрыть свои магазины, потому что европейские компании уходили с рынка, сформировалась среда для развития собственного проекта.


Если бы мы себя не идентифицировали с тем, что мы делаем, никогда не хватило бы эмоциональных и моральных сил проходить через сложности, с которыми сталкиваемся. Каждое утро мы просыпаемся с желанием и мыслями, как решить ту или иную задачу, и именно это постоянно двигает нас дальше. Ни в каком варианте работа без такого отношения не получится. Я уверен: только ты перегорел — на этом все заканчивается. Еще очень важно, что это наше семейное детище. Мы постоянно говорим друг другу спасибо, восхищаемся, когда что-то получается, и поддерживаем, если что-то не выходит.


Таня:
Благодаря проекту мы сами очень сильно выросли внутренне. Это наш жизненный путь, наш первый ребенок, а все наполнение проекта — это наши жизненные принципы, семейные ценности и наши взгляды на жизнь и на мир. У нас получается транслировать все это через «Береги», люди считывают эти смыслы, и получается такое всеобщее массовое созидание, пусть даже где-то неосознанное. Мы бы очень хотели, чтобы проект «Береги» масштабировался до такого уровня, который позволил бы менять нашу страну к лучшему — через планетарный налог, через диалог с государством. Проект транслирует ценности, которые меняют и людей, и пространство вокруг.


Тарас:
Дальний Восток и Камчатка в частности — это место, которое я называю Клондайком возможностей для предпринимателей. Здесь огромное количество ниш, которые позволяют реализовываться. Когда нас просят рассказать о своих проблемах, мы правда не можем ничего сказать — есть задачи, а проблем нет. Сформулировать такое отношение мне помогла Таня, когда мы победили в конкурсе лучших перспективных брендов России и презентовали «Береги» президенту. У нас нет проблем — есть задачи, которые решаются, вот и все. Так мы относимся и к жизни.


Что бы вы сделали в родном регионе, если бы могли абсолютно все?


Если бы мы могли все, то изменили бы архитектуру пространств Дальнего Востока, чтобы они были гармоничны с природой, так как окружающее пространство формирует сознание людей, мы в этом убеждены. Когда ты живешь среди красивой природы, но в страшном городе, это отрицательно сказывается на человеке, на его ментальности. А создавая правильный, гармоничный с природой визуальный контекст, можно влиять извне. Люди были бы более созидательными, они бы росли, жили и работали в красивой окружающей среде, и это точно меняло бы их изнутри очень сильно.